Фрагмент для ознакомления
2
прохождения преддипломной практики: закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по изучаемой специальности, развитие общих и профессиональных компетенций, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций обеспечивающих реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты.
Задачи преддипломной практики:
- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;
- подготовка выполнения выпускной квалификационной работы для государственной итоговой аттестации (ГИА).
- закрепление профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, полученных студентами в процессе обучения и приобретение новых специализированных знаний, умений, навыков и компетенций, ориентированных на конкретное рабочее место;
- приобретение практического опыта;
- изучение нормативных правовых актов, организационной структуры управления, кадрового состава объекта практики;
- анализ информационного обеспечения управления объектом практики;
- сбор статистического и аналитического материала для ВКР и отчета по практике.
Тема 1.1. Поддержка материнства и детства как цель социальной политики государства
В Российской Федерации права детей регулируются:
Конституцией РФ;
Семейным кодексом;
Гражданским кодексом;
Жилищным кодексом;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
другими нормативно-правовыми актами.
В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.
Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса
По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:
дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
дополнительная разовая выплата на детей с трех до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
один из уволенных с 1 марта родителей сможет дополнительно три месяца (апрель, май, июнь) получать по 3 000 рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка;
увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.
Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.
С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.
По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
По закону дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Реализация закона начнется уже с 1 сентября.
Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.
С 1 июня компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей. За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Также был принят закон, по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.
Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также была установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.
Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних. Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления.
В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.
Закон обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.
В поправках в Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Основной целью семейной политики современной России является поддержка материнства и детства, что должно обеспечить стимулирование роста рождаемости. Для реализации данной цели государственной семейной политики в России предусмотрены следующие меры:
· выплата «вознаграждений» семьям при рождении ребенка;
· выплата различных пособий семьям с детьми;
· отпуск по уходу за ребенком для одного из членов семьи;
· налоговые льготы для семей с детьми;
· меры социальной поддержки многодетных семей;
· обеспечение условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей, повышения экономической активности лиц с семейными обязанностями;
· меры пенсионного обеспечения родительского труда и др.
Приведенный перечень мер показывает, что государство стремится стимулировать рост рождаемости, широко используя, прежде всего, экономические стимулы. Стоит отметить, что внимание к данной проблеме, стабилизация и рост экономики, использование экономических стимулов в поддержку материнства и детства существенно повлияли на уровень рождаемости.
Одной из организационно-правовых форм социального обеспечения выступает социальная помощь (поддержка) населения, которая является уникальной системой заботы о уязвимых и нуждающихся членов общества и имеет значительное количество программ социальной помощи, социальных льгот и субсидий, социальных услуг, целевых социальных проектов и страховых выплат. Социальная поддержка как система действует в тесном взаимосвязи с системой социального страхования и системой социальных гарантий и базируется на симбиозе трех основополагающих принципов ее организации: во-первых, социальное страхование, благодаря которому происходит ее финансирования; во-вторых, социальной солидарности, по которому происходит распределение ресурсов, и, в-третьих, универсальности о предоставлении поддержки. То есть в случае наступления определенных социальных рисков претендовать на государственную социальную поддержку в РФ имеют право все те граждане, которых они касаются, того как средства на содержание системы формируются из резервов налогов и сборов, полученных только от определенной части общества. Стоит заметить, что такой принцип организации социальной поддержки в РФ в корне отличается от того, который изложен в ст. 46 Конституции РФ в пределах определение основных прав и свобод граждан, а именно: «социальная защита гарантируется общеобязательным государственному социальному страхованию по страховым унескив граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения <...> »[1].
По этому определению получается, что право на поддержку от государства имеют только те лица, которые участвуют в социальном страховании (если лицо платила страховые взносы), тога как остальные - ограниченная в этом праве. Кроме того, невозможно предоставить социальные гарантии на возмещение по тем социальными рисками, по которым невозможно применить систему соціального страхования (например, ухудшение материального положения в святи с рождением детей). И хотя государство не внесла соответствующих изменений в высший законодательный акт страны, однако она признала необходимость социально защищать всех без исключения граждан и оказывать социальную поддержку всем нуждающимся и социально уязвимым. Впрочем, единого перечня категорий, имеющих право на социальную поддержку от государства, нет, а их количество в последние годы постоянно менялась под влиянием демографических, экономических, финансовых, политических и других ситуаций, а также социальных рисков, характерных для РФ.
В РФ работает болем десяти социальных программ (пять из которых касаются только семей с детьми. Это помощь в связи с беременностью и родами (для незастрахованных лиц в системе обязательного государственного социального страхования); помощь при рождении ребенка; помощь при усыновлении ребенка; помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство; помощь на детей одиноким матерям), которыми предусмотрена материальная (в основном денежную) піддержку социально уязвимых групп населения с бюджетного финансирования, в том числе наиболее известными и распространенными среди населения являются:
1. Государственная социальная помощь семьям с детьми, а также социальная помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
2. Помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью.
3. Государственные субсидии по возмещению населению расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция).
3. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 (ред. от 30.12.2005) «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 – 2006 годы» // Российская газета. – 2002. – № 196.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2021)
6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 N 1180н (ред. от 05.09.2016) «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2012 N 23417)
9. Приказ Минтруда России от 29.10.2012 N 345н (ред. от 30.06.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2013 N 27615).
10. Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 21.07.2015 по делу N 33-1051/2015
11. Афтахова А.В. Обзор судебной практики по делам, связанным с использованием средств материнского капитала // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 2. С. 63-69.
12. Багалинская Т.В. Правовые последствия неисполнение обязательства, в связи с использованием материнского капитала https://www.irkproc.ru/qa/1188.html
13. Башкин М.В. Влияние материнского капитала на демографическую ситуацию в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN216.pdf
14. Бойко Н.В., Чертова Т.Н. О перспективах реализации концепции демографической политики России на период до 2025 года // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2015. – № 2 (13). – С. 58-67.
15. Волкова А.С., Кудаева М.М. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1491-1504.
16. Габитдинов Р.Ф., Сайдашев И.Х. Сделки по реализации прав граждан по овеществлению материнского (семейного) капитала // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2019. № 1 (31). С. 54-63.
17. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года - https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/6
18. Кузин С.И., Кучмаева О.В. О реализации государственной семейной политики в современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2019. № 1. С. 192-198.
19. Лаврушева А.А. Материнский капитал как инструмент решения демографических проблем в РФ / А.А. Лаврушева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 3 (82). С. 143-146.
20. Левковская Н.Г. Специфика реализации семьями права на материнский капитал // Социум и власть. 2017. № 3 (65). С. 41-45.
21. Малимон Л.А. Мнимая сделка купли – продажи жилого помещения как способ совершения мошенничества с выплатами материнского капитала // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (49). С. 122-124.
22. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012.
23. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/family_capital
24. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
25. Павлова Е.А., Дорожко Д.А. Материнский (семейный) капитал в Российской Федерации: проблемы получения и использования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: экономика и управление, 2018. — № 1(16). – С. 56-59.
26. Петрова С.А. Проблемы получения материнского (семейного) капитала // Вестник Международного института рынка. 2017. № 2. С. 109-115.
27. Романенко В.А., Захарян А.В. Материнский капитал в России: способ повышения рождаемости или средство получения денег // Новая наука: современное состояние и пути развития, 2021. — №4(1). – С.233.
28. Ротарь Т.С. Федеральная программа материнский (семейный) капитал как фактор повышения рождаемости в регионах РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 3 (6). С. 22-34.
29. Суторина М.А. Федеральная программа материнского капитала: новые возможности для семей с детьми с 2018 года URL: http: // http://www.kostomuksha-city.ru/
30. Якименко М.В., Вострухина Д.Ю. Материнский капитал как инструмент социально-ориентированной политики государства//Журнал «Экономические исследования» — 2020 г. — №1